пятница, 19 февраля 2010 г.

А корни где?

По поводу происхождения сету существуют разные версии. Одни утверждают, что они самые что ни на есть коренные жители Эстонии, другие – что потомки пришедших когда-то с Урала угро-финских племен, которых русские называют древней чудью.
– Я присоединяюсь к гипотезе эстонского этнографа Гарри Мора, – говорит Пауль Хагу. – Сету сформировались в середине XIX века на основе слияния местных причудских народов и более поздних эстонских переселенцев, принявших православную религию
По этой версии, на печорские земли уже в XIII веке убегали от нашествия немецкого ордена жители южной Эстонии. С одной стороны, они не хотели принимать католичество, а с другой – просто старались избежать смерти, которую несли на своих пиках рыцари.
К этому времени на болотистых землях к югу от Псковского озера уже давно жили славяне-кривичи. Оказавшись на территории древнерусского государства, переселенцы, естественно, стали перенимать элементы материальной культуры соседей. Однако веру свою (а они оставались язычниками) не предали и православие не принимали. Да и контакты с родней, проживавшей на территории Ливонии, не позволяли полностью поменять мировоззрение и слиться с местными славянами. Через эти контакты на псковскую, точнее печорскую, землю приходили и некоторые католические праздники. Таким образом, здесь сформировалась новая народность, включившая в себя очень много элементов как эстонской, так и русской культуры.
В 1472 году православный священник Иона, бежавший из Дерпта (что еще раз подтверждает гипотезу Х. Моора) после разгрома немцами-католиками «правоверной церкви», на самой границе с Ливонией основал монастырь как оплот православия в борьбе с католичеством. Однако силу этот монастырь приобрел только после присоединения Пскова к Московскому государству.
Печорская крепость играла немаловажную роль в Ливонской войне, защищая западные рубежи Руси. За это Иван Грозный пожаловал монастырю много земель и прочих благ, а грамота от 1559 г . освободила живущих в монастырских владениях от светского суда. «Пустопорожние земли» монастырь заселял пришлыми людьми – «беглыми эстонцами». На монастырских землях жили сету, все-таки принявшие православие, но так и не забывшие своих языческих обычаев.
Рассеченные надвое
Исчезающие народы – обычно так говорят о племенах, затерянных в дебрях Латинской Америки или пустынях Африки. У многих вызывает искреннее удивление, что народ сету существует до сих пор, несмотря на постигшие его удары судьбы.
Переселение сету во внутренние губернии России началось еще в середине XIX века, сразу после отмены крепостного права, и усилилось в период столыпинской реформы. Сету основали свои колонии в Пермской губернии и в Сибири. Уезжая, они брали с собой только самые необходимые вещи, но среди прочего немудреного имущества обязательно были народные костюмы. На новых землях сету выходили в них на все праздники и по одежде узнавали друг друга. А потом уже селились рядом, и в далекой сибирской тайге звучали песни о родном крае…
По Тартускому мирному договору, заключенному между Эстонией и Россией, весь Печорский край отошел к Эстонии: был создан уезд Петсеримаа. При этом была предпринята попытка властей ассимилировать присоединившихся. Если в 1926 году там проживало примерно 20 тысяч сету, то по переписи 1934 года – всего13,3 тысяч. Остальные согласились записаться эстонцами.
В 1944 году Печорский район снова стал частью Псковской области. Граница между странами рассекла область расселения сету, создав для них разные условия для дальнейшего развития, в том числе и культурного. Теперь уже процесс ассимиляции происходил с двух сторон. В советской статистике сету вообще не выделяли в качестве самостоятельного народа (хотя до 1917 года Сетумаа считалась культурной автономией), поэтому точных данных о численности этого народа нет. Однако известно, что сету массово переезжали из России в Эстонию уже в 60-х годах прошлого века, что объяснялось большой разницей в материальном уровне жизни в республиках СССР. Колхозникам в российских областях платили «палочками» (трудоднями), а денег чаще всего не давали. В Эстонии же люди получали реальную зарплату, на которую можно было неплохо жить. В 90-х годах с установлением государственной границы началась новая волна переселения, обусловленная желанием сету самоидентифицироватся, и выбор, конечно, снова пал на Эстонию.Сегодня, по словам Пауля Хагу, в российской части Сетумаа проживают только 423 представителя этого народа, в Эстонии – около 5000 человек. Сету исчезли из России, но не исчезли совсем. А эстонско-российская граница выглядит сегодня «стеной плача». «Граница между нашими странами прошла по живым людям, по историческим корням, разделив Сетумаа пополам, – говорит Вахенурм. – Ведь, если на эстонской стороне сегодня шесть кладбищ сету, то на российской их осталось двенадцать. Правительство Эстонской Республики с 1993 года не может решить вопрос о бесплатных визах для сету, имеющих в России родственников или могилы близких».











Комментариев нет:

Отправить комментарий