пятница, 19 февраля 2010 г.

Лейся, песня

То, что Фольклорный фестиваль проводится впервые, вовсе не означает, что здешний народ раньше не пел и не устраивал праздников. Наоборот, из инстинкта национального самосохранения или от предвидения сложной исторической судьбы закрепилась в народных обычаях обязательность знания родных песен. Это (а не только перины и подушки) считалось и ценным приданым невесты: по сетуским правилам приличия прежде ни одна девушка не смела выйти из дома без песен. Сету уже много лет участвуют в праздниках песни как местного, так и республиканского масштаба, каждый год проводят свои Дни леэло (leelo = laul = песня). А в этом году решили организовать фестиваль, на котором бы не только песни звучали, но и демонстрировали свое искусство местные ремесленники, которым тоже есть, что показать. А кроме этого, разумеется, устроить танцы и зажечь вечерний костер: большой-большой, как в Иванову ночь.
Конечно же, на праздник люди приходят в нарядах – в национальных костюмах. Народная одежда сету подверглась сильному русскому влиянию: мужчины ходят в «косоворотках» с широкими рукавами, женщины носят рубахи только с длинными рукавами, головной убор – ваник – похож на русский венок. Однако пояса и серебряные украшения – элементы одежды, характерные для южной Эстонии и Северной Латвии. Металлические украшения – обязательная принадлежность женского костюма. По количеству серебра на шее и груди судили о состоятельности семьи их обладательницы. Так, у невесты сету на свадьбе должно было быть около двух килограммов украшений. А у пожилой хозяйки семьи их вес порой достигал и шести килограммов…
Над певческим полем гремела музыка, «Коробейники» – самая подходящая для ярмарки мелодия, по русским понятиям. Потом она сменилась песнями Олега Газманова. И я подумала: ведь люди слушают музыку, определяя ее не по политическим приоритетам, а ту, что нравится. А тем более такой поющий народ, как сету. Значит, в самом деле в корнях у этого народа естьрусская культура…
Один за другим подъезжали автобусы с туристами, большей частью финскими. Судя по номерам, на собственных машинах приехали на праздник гости из России, Украины. Впрочем, это не удивительно: граница находится всего в 10 километрах от Вярска. А поскольку до начала концерта оставалось время, все они направлялись в Музей Сетумаа, который находится здесь же, в Вярска.
Этот город не случайно был избран местом проведения праздника. Хотя историческим центром Сетумаа все-таки считаются Печоры, но они остались за кордоном. А из имеющихся в Эстонии претендентов на «столицу» Вярска – самый большой населенный пункт, где есть школа, больница, даже санаторий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий