По этнолингвистической классификации народ сето относиться к финно-угорской группе уральской языковой семьи. Как и эстонцы, сето попадают в западную (прибалтийско-финскую) часть данной группы. Основой языка считается южноэстонский (вырусский) диалект, почти исчезнувший в самой Эстонии в связи с распространением в ней литературного языка. Сами сето считают свой диалект самостоятельным языком, не имеющим аналогов в Эстонии.
По этнолингвистической классификации народ сето относиться к финно-угорской группе уральской языковой семьи. Как и эстонцы, сето попадают в западную (прибалтийско-финскую) часть данной группы. Основой языка считается южноэстонский (вырусский) диалект, почти исчезнувший в самой Эстонии в связи с распространением в ней литературного языка. Сами сето считают свой диалект самостоятельным языком, не имеющим аналогов в Эстони

Постоянные контакты славян-кривичей и псковской чуди приводили к постепенному взаимопроникновению культур. В XV веке, когда был создан Псково-Печорский монастырь, чудь приняла православие. В верованиях сето к языческим иправославным элементам добавились католические, занесенные эстами. В Эстонииже католические элементы в культуре были почти полностью истреблены шведами и датчанами. А в культуре сето, напротив, отсутствуют лютеранские элементы, что существенно отличает их от современных эстонцев.
В течение нескольких веков, сето почти не изучали русский язык, и, приняв православие (в форме обрядов, а не духовной культуры), сохранили в своей вере много языческих элементов. Окончательно ознакомиться с Библией вето удалось только в нашем веке. Независимо от этого сето, в течение всего этого времени ревностно исполняли православные обряды. Однако, непонимание сето догматов православия привело ктому, что русские, проживавшие рядом, не считали сето полноценными христианами, называя их «полуверцами». В то же время эсты Лифляндской губернии не считали сето своими, относя их к людям «второго сорта».
На начало XX века пришелся расцвет самобытной культуры сето, «вспышка» перед последующим упадком. Это был период, когда сето имели культурную автономию, рос престиж образования, создавались национальные культурные общества. В1905 году была зафиксирована максимальная численность сето, завсе время их существования. Это позволило народности в течение всего века существовать как своеобразному «музею» многих элементов древней прибалтийско-финской, русской и особенно сетусской культур.
По Тартусскому мирному договору между Эстонией и Советской Россией от 2 февраля 1920 года, весь Печорский край отошел к Эстонии. Государственная граница, проведенная по фактической линии фронта, не соответствовала этнической границе. На территории, где преобладало русское население (64,9%) был создан уезд Петсеримаа (от эстонского Печоры) или Сетумаа (земля сето). Численность сето составляла на тот период 25,5% населения уезда.
С 20-х по40-е годы эстонцами была предпринята попытка ассимиляции, как русских, так и сето. Православная церковь в Эстонии перевела служение храмов на новый стиль, сняв тем самым одну из преград к эстонизации русского и сетусского населения.

По результатам исследований ученых Санкт-Петербургского Университета, сето до сих пор больше тяготеют к русской православной культуре, чем к эстонской лютеранской. Сето четко отличают себя от эстонцев. По этнопсихологическим характеристикам и своей исторической судьбе сето ближе к русскому этносу. Они входят в российский суперэтнос, то есть этническую общность в пределах Российского государства. Это означает, что воспроизводство сету как этноса возможно только на территории России.
Для сохранения сето как самостоятельного этноса, а не этнографической группы эстонской нации, как утверждают эстонские этнографы, необходимо предоставление сето статуса малого народа Российской Федерации, дав ему права культурной автономии, а также право беспрепятственных контактов с западными сето.
"воспроизводство сету как этноса возможно только на территории России"
ОтветитьУдалить- аж целых 190 человек их осталось в России, и то старики в основном, остальные все перебрались в Эстонию от такого развития.